Пожалуй, самым ярким обновлением ТОП100 стало участие в рейтинге компании «Стентекс» – совместного предприятия ГК «Ренова» Виктора Вексельберга и американской Medtronic. В прошлом году «Стентексу» удалось выиграть контракты на рекордные для отечественного производителя стентов и катетеров 880 млн рублей. Успех родился не на ровном месте: еще в 2015 году, до фактического появления производства, «Стентекс» получил статус единственного поставщика, правда, сумел воспользоваться этим преимуществом только в 2017‑м. Оборотистость конкурента возмутила других отечественных производителей стентов и катетеров, и они путем неимоверных лоббистских усилий добились подписания правительственного постановления №1469 от 4 декабря 2017 года, дающего приоритет на тендерах всем российским предприятиям. Но общее количество торгов, проведенных с учетом этой поправки, оказалось мизерным – в январе‑феврале 2018 года Минпромторг насчитал только 157 таких случаев. Несмотря на это, срок действия постановления планируется продлить до 2020 года.
Тем временем «Стентекс» ищет и находит новые инструменты защиты своего особого статуса – производимый совместным предприятием стент с лекарственным покрытием зотаролимус был отмечен в клинических рекомендациях для лечения хронической ишемической болезни сердца как приоритетный. Впрочем, и эти усилия дерзкого нишевого игрока могут оказаться безрезультатными: Минфин в кооперации с представителями других заинтересованных ведомств разрабатывает и постепенно вводит в действие Каталог товаров, работ и услуг (КТРУ), в том числе призванный избежать излишней детализации лотов. И в медицинской части КТРУ первым появился как раз раздел о стентах.
Как рассказал Vademecum совладелец одной из дистрибьюторских компаний, попытавшейся помочь «Стентексу» с логистикой и продвижением, нарождающийся лидер рынка сторонних поставщиков к своей продукции не подпускает, игнорируя опыт и устойчивую коммуникацию оптовиков с врачами. «На рынке медизделий большинство поставщиков отвечают не только за логистику, как в фармдистрибуции, но и за продвижение продукции. Отечественные предприятия, к слову, пока далеко не все умеют работать с дистрибьюторами. Мы часто сталкиваемся с «красными директорами», которые предлагают нам скидку в 10%, наивно полагая, что продажи, логистика и, главное, продвижение практически ничего не стоят – «продажи» у них идут, а продвижение они легко осилят самостоятельно», – говорит представитель компании «Мирус Медикал» Андрей Лукин.